Симметричные и асимметричные приемы композиции планов

До настоящего времени при проектировании зданий музыкальных школ и училищ учитывались конкретные условия того или иного участка — создавались индивидуальные проекты. Это соответственно влияло на архитектурно-пространственную композицию здания. В настоящее время при разработке типовых проектов зданий музыкальных школ и училищ имеющийся опыт должен быть изучен с целью рекомендаций возможных решений как в планировочном, так и в объемно-пространственном отношении. Если в общеобразовательных школах композиция плана и. объема здания в основном определяется системой расположения классных комнат, то композиция зданий музыкальных школ и училищ зависит главным образом от приема размещения концертного зала. В процессе проектирования зданий музыкальных школ и училищ выработались симметричные и асимметричные приемы композиции планов. Здания симметричных решений планов чаще всего имеют П-образную и Т-образную формы, реже прямоугольную.

Прием решения плана в виде буквы П позволяем наиболее удобно разместить все группы помещений в здании, обеспечив их взаимосвязь и требуемую изоляцию. В зависимости от принятого композиционного решения крылья здания могут быть обращены в сторону двора или улицы. В первом случае образуется внутренний дворик, в котором предусматривается обычно насаждение партерной зелени и цветочных клумб. В летнее время он может быть использован для отдыха детей. Во втором случае перед зданием образуется курдонер или внутренний замкнутый дворик. План может быть более компактным с главным фасадом небольшой протяженности и удлиненной формы, в зависимости от размеров участка.

Зал в плане здания П-образной формы размещается либо со стороны главного, либо дворового фасада. В первом случае помещения учебной группы размещаются в крылья здания, обращенных в сторону двора, а иногда, частично, в центральной части здания.