Прочность

Кроме статических испытаний грунтов, в последнее время осуществлялись динамические испытания дорог. Эти испытания основывались на методе, разработанном Хертвигом и Лоренцом и развитом Нижбоером в 1953 г. Федеральный институт по дорожному строительству обосновал теоретически этот метод, а также разработал приборы для него. Хотя работы еще не закончены, можно уже установить, что динамический способ исследования позволяет более точно проверить состояние дороги, чем статические способы. Испытания проводят с помощью вибратора, который создает периодические усилия в вертикальном направлении благодаря двум вращающимся эксцентриковым дискам, вследствие чего дорога подвергается колебаниям. Эти колебания измеряются при различных частотах. Зависимость амплитуды колебаний от их частоты позволяет охарактеризовать упругие свойства испытываемой конструкции, массу, участвующую в колебании, а также влияние покрытия или основания на затухание колебаний. Показатели влияния массы и затухания колебаний, которые не учитывались при прежних способах расчета, влияют на напряжения в покрытии особенно вызываемые кратковременно действующими нагрузками при большой скорости движения. Конечно, до сих пор возможно лишь с качественной стороны оценить динамические свойства различных конструкций дорожных покрытий и оснований.

В Финляндии также исследуют бетонные плиты с целью улучшения их динамической устойчивости. Во Франции были проведены многочисленные испытания для определения напряжений в бетонных покрытиях, но результаты получились противоречивыми, и поэтому необходимо провести новые опыты. Распределение давления дорожным покрытием можно определить с помощью датчиков напряжений. Эти датчики, которые размещались на опытном участке в морозозащитном слое на глубине 40 см ниже поверхности проезжей части, позволили установить, что давление на грунт под бетонным покрытием составляло только 0,03 кгсм2 при нагрузке на колесо 1,4 т, в то время как под щебеночным основанием оно возрастало до 0,3 кгсм2. ?